Елена Косилова ([info]kosilova) wrote,
@ 2008-11-23 16:11:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:музыка

ужасные многогранники Битлз
Послушала после долгого перерыва Битлз, их поздние вещи, и содрогнулась. Сколько же в них ужаса
Этим, мне кажется, их раннее и позднее творчество различается, хотя, наверное, в начале тоже можно найти предвестники этого будущего ужаса. Позже них появился тяжелый металл, который я тоже любила за то, что он сделал мрачные темы повседневным предметом, но, сравнивая Битлз, допустим, с Блэк Саббат, я прихожу к выводу, что ужас у последних ослабел. У Битлз был прорыв собственно ужаса в чистом виде. Даже в мелодичных вещах, таких, как Because или I'm Only Sleeping, это стойкое и сильное ощущение, уже не говоря о таких, как I Want You. Песни, которые атрибутируются Леннону и Маккартни, в этом совершенно одинаковы, несмотря на то, что традиционно этих авторов принято противопоставлять. У Харрисона, наоборот, ужаса намного меньше и вещи намного здоровее.
Интересно, что на этом фоне редкие песни, где в музыке первичного ужаса нет, например, Your Mother Should Know, звучат как очень теоретичные. Автор будто считает долгом записать мелодию как некое важное предложение о мире, как математическое уравнение, например. Ведь яркая мелодия – это как математический объект. Ну как будто открыли какой-нибудь правильный многогранник нового вида или какой-нибудь новый фрактал. Вот эти вещи в Битлз, правильные многогранники, почти все принадлежат Маккартни.
Повествования об ужасе существенно менее правильные. И вот я подумала: ведь, наверное, без способности Маккартни придумывать правильные многогранники, они бы не были настолько ужасны




(52 comments) - (Post a new comment)


[info]e_x_i_s
2008-11-23 01:25 pm UTC (link)
А в чем ужас? В музыке?
И почему без мелодий ужаса было бы меньше?

(Reply to this) (Thread)


[info]kosilova
2008-11-23 01:56 pm UTC (link)
Не вообще без мелодий, а без исключительно правильных, ярких мелодий. Искусство требует выражения. Разорванные мелодии тоже выражают ужас, но не производят такого впечатления.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]e_x_i_s
2008-11-23 02:09 pm UTC (link)
С этим - да, согласен.
Но для переживания эмоций, очевидно, необходимо очень глубокое вчувствование - а я больше чувствую 70-е, да и то в рамках определенного прочтения.
Мне более мрачными из того времени кажутся некоторые вещи Procol Harum (альбомы Salty Dog, Home), еще Vanilla Fudge - но это более на поверхности.

(Reply to this) (Parent)


[info]roze_masha
2008-11-23 01:42 pm UTC (link)
Что-то в этих ваших ощущениях срезонировало и с моими. Правда, Битлов давно не слушаю, но когда-то была преданной битломанкой. И вот эти именно поздние вещи порождали какой-то холодок по спине, возможно, это и был именно ужас. Во всяком случае, противоречить не хочется, читая Ваш текст, значит, какое-то созвучие точно есть.

(Reply to this)


[info]psychomodo
2008-11-23 01:50 pm UTC (link)
хм, а в каких конкретно вещах Вы видите ужас?
насчет Харрисона согласен... у него детство прошло в относительно благополучной обстановке, пограничных ситуаций не было - может, то сыграло роль?

(Reply to this) (Thread)


[info]kosilova
2008-11-23 01:55 pm UTC (link)
Come Together
Eleanor Rigby
The Fool On The Hill
Glass Onion
I'm Only Sleepin
Hey Bulldog
Fixing A Hole
I Want You (She's So Heavy)
The Continuing Story of Bungalow Bill
Because
Happiness Is a Warm Gun
You Never Give Me Your Money
A Day In The Life
и других

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]psychomodo
2008-11-23 02:02 pm UTC (link)
всё равно вещей Леннона больше)
ну да, Маккартни притворялся больше, от этого весь ужас

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]kosilova, 2008-11-24 10:45 am UTC
(no subject) - [info]psychomodo, 2008-11-24 11:18 am UTC
(no subject) - [info]psychomodo, 2008-11-24 11:21 am UTC
(no subject) - [info]kosilova, 2008-11-24 03:41 pm UTC
(no subject) - [info]psychomodo, 2008-11-25 06:47 pm UTC
(no subject) - [info]fater_go, 2008-11-23 02:30 pm UTC
(no subject) - [info]kosilova, 2008-11-24 10:42 am UTC
(no subject) - [info]fater_go, 2008-11-24 11:00 am UTC
(no subject) - [info]klodonis, 2008-11-23 07:10 pm UTC
(no subject) - [info]kosilova, 2008-11-24 10:39 am UTC
(no subject) - [info]klodonis, 2008-11-24 07:13 pm UTC
(no subject) - [info]aka_b_m, 2008-11-24 08:33 pm UTC
(no subject) - [info]klodonis, 2008-11-25 08:25 am UTC
(no subject) - [info]aka_b_m, 2008-11-25 08:50 am UTC

[info]ne_sbylos
2008-11-23 02:08 pm UTC (link)
в песнях леннона содержится ужас
песни маккартни ужасны самим фактом своего существования

(Reply to this) (Thread)


[info]fater_go
2008-11-23 02:27 pm UTC (link)
Маккартни - великий мелодист!

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]kosilova, 2008-11-24 11:12 am UTC

[info]kosilova
2008-11-23 08:30 pm UTC (link)
чо-то вы, кажется, маленько предвзяты. Элеанор Ригби или Fixing A Hole - ужасны фактом существования? это у вас, по-моему, натяжка.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]ne_sbylos, 2008-11-24 03:36 am UTC
(no subject) - [info]kosilova, 2008-11-24 10:28 am UTC
(no subject) - [info]ne_sbylos, 2008-11-24 12:24 pm UTC
(no subject) - [info]kosilova, 2008-11-24 12:33 pm UTC
(no subject) - [info]ne_sbylos, 2008-11-24 01:03 pm UTC
(no subject) - [info]kosilova, 2008-11-24 03:39 pm UTC

[info]fater_go
2008-11-23 02:26 pm UTC (link)
Говорят, что их продюсер настоял на включение в песни оркестровок, что очень сильно нарушило изначально чистый стиль и саунд.

(Reply to this) (Thread)


[info]kosilova
2008-11-24 10:29 am UTC (link)
Может быть, но, когда они записывали Abbey Road, мне кажется, там уже они были в таком весе, что никакой продюсер ни на чем бы не настоял. А звукорежиссером там был Алан Парсонс, который тоже лишнего бы не сделал, насколько я могу судить, конечно.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]fater_go, 2008-11-24 10:45 am UTC
(no subject) - [info]kosilova, 2008-11-24 11:07 am UTC

[info]bars_of_cage
2008-11-23 02:36 pm UTC (link)
ужас, он же прелесть, он же озноб. Там, правда, что-то сказано - и в этом смысле это вы ужасно здорово написали.

(Reply to this) (Thread)


[info]vasilena
2008-11-23 03:01 pm UTC (link)
(скромненько,извините, что влезла)
+1!

(Reply to this) (Parent)


[info]jak40
2008-11-23 05:20 pm UTC (link)
(вот и я тоже, даже не понимая языка)
+1

(Reply to this) (Parent)


[info]1z
2008-11-23 03:25 pm UTC (link)
Я пару дней назад купил МР3 альбом Битлз (полное собрание) и осознал, что наряду с гениальными вещами у них много и посредственных песен. Была ассоциация со сборником рассказов любого хорошего писателя: несколько хороших рассказов среди многих так себе.

(Reply to this) (Thread)


[info]romandoser
2008-11-23 08:04 pm UTC (link)
Сначала так кажется... а ты послушай побольше)))))) Битлов можно открывать и открывать!

(Reply to this) (Parent)


[info]kosilova
2008-11-24 10:30 am UTC (link)
мне кажется, встречаются посредственные, но их очень мало.

(Reply to this) (Parent)


[info]kuzimama
2008-11-23 06:43 pm UTC (link)
видимо, харрисон уже отплывал в пофигистское (бангладеш), а остальные цеплялись за цивилизацию

(Reply to this) (Thread)


[info]kosilova
2008-11-24 11:13 am UTC (link)
термин "пофигистское бангладеш", хоть и звучит весьма внушительно, мне не вполне понятен :) Мне кажется, организация концерта в пользу Бангладеш требовала чего угодно, только не погифизма

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]kuzimama, 2008-11-24 02:24 pm UTC

[info]romandoser
2008-11-23 08:03 pm UTC (link)
Думаю это приумножение сущности... хотя не знаю, не мне с вами спорить)))

(Reply to this)


[info]e_x_i_s
2008-11-24 03:56 am UTC (link)
(кажется, понял, что сказать)
А есть возможность как-то конкретизировать объект этого ужаса? Или просто от простушивания песни делается ужасно?
Для меня почему-то просто красиво, иногда по-родному близко.
Впрочем, я во всем heavy-metal'e ужаса не слышу, кроме King Diamond'a - мне для ужаса нужны диссонансы, додекафония типа Шёнберга (что не значит, что мне это нравится как музыка - там как раз нет мелодии).

(Reply to this) (Thread)


[info]kosilova
2008-11-24 10:36 am UTC (link)
Нет, как раз конкретизировать тут, по-моему, ничего нельзя. Все песни о разном, все мелодичные. Правда, очень много nonsense в словах, например, Glass Onion совершенно непонятна, Come Together и вообще многие как бы нарочито загадочны. Но тут я ничего не могу нащупать - откуда ужас. Не от слов. Вот вы говорите, для ужаса нужны диссонансы. Там полно диссонансов, только в развертке. Хотя I Want You - наоборот; мелодия идет подчеркнуто по ступеням тонического трезвучия. Так там даже когда появляется элементарная шестая ступень, и то мороз по коже.
Нет, это нельзя, видимо, объяснить. Может, психофизиологические законы. Другие только не умели ими пользоваться. А до этих дошло.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]e_x_i_s, 2008-11-24 03:27 pm UTC

[info]true_stranger
2008-11-24 01:59 pm UTC (link)
Ощущения понимаю, но мне не кажется, что это ужас. Это просто осознание одиночества, не маленького ежеминутного, а универсального, которое есть основа всего нашего существования и от которого мы так яростно пытаемся убежать.
Истинный ужас проскакивает в некоторых современных группах, которые сочетают приемы современной серьезной музыки с электрическим звучанием, типа Universe Zero, Present, Anglagard. Забавно, что все они из северной или северо-западной Европы (у Итальянцев такого нет). Возможно такая музыка отчасти обусловлена сочетанием северной природы с развитой культурой мышления.

(Reply to this) (Thread)


[info]klodonis
2008-11-24 07:20 pm UTC (link)
Насчет Univers zero и Present - я с Вами соглашусь. Но они не совсем из Северной Европы - из Бельгии. Можно также вспомнить очень близких по настроению французов Art Zoyd и Sotos... Много подобных коллективов в Японии (Happy Family, Boundage Fruit, некоторые вещи у Ruins - но у тех ужас доведен до абсурда и поэтому - не ужасен, а смешон- как у Льюиса Кэролла). Anglagard - все-таки несколько иные. У них музыка (как лично мне кажется) менее нервозная и диссонансная.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]true_stranger, 2008-11-24 09:25 pm UTC
(no subject) - [info]klodonis, 2008-11-25 08:18 am UTC

(52 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…