Елена Косилова ([info]kosilova) wrote,
@ 2008-11-29 23:44:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:другое

изба и квартира
Однажды были на экскурсии в музее деревянного зодчества, и там была деревянная изба, как все в ней устроено.


Что поразило – как там было мало места. Типичный сруб – это шесть на шесть метров, то есть это одна комната средних размеров. К ней, конечно, пристроены хозяйственные постройки, типа сеней и клети, но жить там нельзя, по крайней мере зимой. Они не из бревен.
Короче, мы имеем комнату шесть на шесть, разделенную на четыре квадранта. Один квадрант почти полностью занят печью. Печь огромная, внутри нее можно мыться. Это хорошо, в смысле тепла, но для жизни остается уже не более 30 кв.м. Правда, еще на печи можно спать, старшие члены семьи там, видимо, и спали.
От печи ход на полати, которые занимают половину пространства под потолком и делают всю избу довольно низкой.
Кроватей не было. Вообще, совсем. Спали, кто не печи не на полатях, на лавках, жестко крепленых к стенам, днем на них сидели. Шириной лавка примерно такая же, как спальное место в плацкартном вагоне: лечь можно, но есть шанс и свалиться.
Квадрант по диагонали от печного – стольный. Там во главе угла иконы, по низу, понятно, лавки, но главное, там стол. В перерывах между едой стол должен быть пустым, это некая культурная ценность.
Остальные два квадранта мужской и бабий. В мужском стоит огромный ящик, забыла как называется, внутри лежит всякий инструмент, сверху можно сидеть и заниматься всякой работой по починке сетей, например. Или оглоблей. В бабьем все полки и короба: там происходит процесс приготовления пищи. Тут же висит люлька, в которой младший ребенок качается, видимо, просто оттого, что вокруг него постоянно бегают.
По всем стенам множество полок и крючочков, объем стен используется на 100%.
Насмотрелась я на эту избу и чем дальше тем больше понимаю, что там были реализованы хорошие принципы организации пространства, я хотела бы следовать им и в городской квартире




(28 comments) - (Post a new comment)


[info]yusev_alexei
2008-11-29 08:58 pm UTC (link)
ящик сундуком, полагаю, называется. Или ларем?

(Reply to this) (Thread)


[info]kosilova
2008-11-29 09:01 pm UTC (link)
может быть. но врать не хочу, не помню. Если бы сундук - мне кажется, я запомнила бы, а это было именно специфическое название. Но ларь - может быть.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]yusev_alexei
2008-11-29 09:31 pm UTC (link)
Кстати, насчет стола: мне ечень нравится порядок расположения за столом. Хозяин у стенки, - гость на противаоложной стороне

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kosilova
2008-11-30 08:17 am UTC (link)
ну да, если были гости. еще из этого порядка, как на про него рассказывали - за столом сидели только мужчины, женщины ели сидя на лавках :)

(Reply to this) (Parent)


[info]sadovnica
2008-11-29 09:31 pm UTC (link)
Тема обустройства, принципов, по к-рым организуется пространство - хорошая.

(Reply to this) (Thread)


[info]kosilova
2008-11-30 08:20 am UTC (link)
вот-вот . Скажем, мы на родительской квартире купили огроменный шкаф. Очень красивый, хороший. В "Шатуре-мебель". А теперь мы снимаем квартиру, где ничего нет, никакой обстановки. Ну и старый шкаф везти лень, новый покупать глупо. Стали делать по стенам полки и крючочки. И так здорово получилось! Пространство гораздо лучше работает. Стеллаж до потолка тоже неплохой вариант. Очень полезная штука - выносить хозяйственные вещи в прихожую (=сени), когда она, конечно, есть. Ну и так далее.

(Reply to this) (Parent)


[info]argrig
2008-11-29 09:34 pm UTC (link)
>там были реализованы хорошие принципы организации пространства

Так а чем же хороши эти принципы?

(Reply to this) (Thread)


[info]kosilova
2008-11-30 08:21 am UTC (link)
мало места, но для всего хватает. Прежде всего - очень хорошо задействованы стены. Затем: чем не пользуются - выносят в нежилое пространство.

(Reply to this) (Parent)


[info]redgum11
2008-11-29 09:34 pm UTC (link)
И Вы никогда не гостили в нормальной русской деревне????В рубленом доме?В детстве--нет?

(Reply to this) (Thread)


[info]kosilova
2008-11-30 08:21 am UTC (link)
нет

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]redgum11
2008-11-30 09:13 am UTC (link)
ПРиезжайте к нам летом на Валдай.Я совершенно серьезно.Без шуток.У нас дом под Валдаем в деревне.там не все так, как прежде,но ощущение все равно есть.
Только Вы не решитесь, наверное.Но--вдруг?Спишемся и приезжайте.

(Reply to this) (Parent)


[info]edictum
2008-11-29 09:49 pm UTC (link)
Всё нравится, но два беспокойства сразу возникает. 1. Правильно ли, чтобы пожилой человек должен был взбираться высоко (на печь), 2. Насколько обеспечена приватность пространства: разнополые люди должны переодеваться, мыться. Наконец, там же супружеская пара, так? А рядом подросшие детки + пожилые родители. Как-то не очень укладывается в моей городской голове :)

(Reply to this) (Thread)


[info]kosilova
2008-11-30 08:28 am UTC (link)
печь не очень высока (влезть в нее можно только согнувшись), но, конечно, забираться приходится. Видимо, очень старых людей туда подсаживали.
Дети - на полатях.
Приватности ни малейшей, никакой. Это известно и из других источников: в бане, например, до
середины 20 века мылись семьями: это значит, в одном углу одни отец-мать-брат-сестра, а в соседнем углу другие отец-мать-брат-сестра. И это считалось нормальным, баня же, мойся, а не смотри по сторонам :)
Проблема супружеской пары мне тоже осталась совершенно непонятна. То есть спать на лавках, если привык, конечно, можно, но вот как там ребенка зачать? Это физически невозможно. Видимо, для этой цели пользовались какими-то другими приемами. Но не знаю.
Явно это жилище предназначено для жизни совершенно другого уклада, нежели наш. В частности, основное время все проводили, конечно, вне избы. Подоить корову - наколоть дров - принести воды - запрячь лошадь, привезти дерево - разгрести снег, сходить в погреб - и это только зимой. А летом, вероятно, от всей избы только лавки и оставались: дополз, упал, и до утра...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]edictum
2008-11-30 06:34 pm UTC (link)
ого, очень многого не знала! спасибо, зачиталась :) Ну что тут сказать. Культурный код настолько другой, что лично у меня бы на второй день крыша поехала (без метафор, а медицинским манером (с)). Но это я говорю, конечно, не в плоскости "хуже-лучше"

(Reply to this) (Parent)


[info]true_stranger
2008-11-29 09:58 pm UTC (link)
Как повод задуматься это конечно хорошо, но в принципе множество людей в советское время жило приблизительно так же, вспомните коммуналки и хрущевки. Порой семья (иногда три поколения) жили и на меньшей территории и как-то это все организовывали, а единственное подсобное помещение - балкон, если есть. А студенческие семьи в общагах как выживают на 10 кв.м.?
Советские общаги и коммуналки тоже уже пора фиксировать в музеях, исследовать организацию пространства и удивляться их обитателям ;)

(Reply to this) (Thread)


[info]asafich
2008-11-29 10:59 pm UTC (link)
Они исследуются и фиксируются: http://www.kommunalka.spb.ru/
Там и библиография есть.

(Reply to this) (Parent)

пора фиксировать в музеях
[info]shaherezada
2008-11-30 12:11 am UTC (link)
Этим уже лет 30 с большим успехом занимается всемирно известный художник Илья Кабаков

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: пора фиксировать в музеях
[info]true_stranger
2008-11-30 12:54 am UTC (link)
Я говорил не о художественном осмыслении действительности, а об научном фиксировании фактов и реалий. Ведь этот пост родился у Елены в голове не из-за посещения художественной инсталляции или картинкой из книги, а посещением реальной йзбы в реальном музее. Описаний мало, нужны реальные предметы, стены, репрезентаторы одним словом.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: пора фиксировать в музеях
[info]shaherezada
2008-11-30 02:55 am UTC (link)
У вас было сказано пора фиксировать в музеях

нужны реальные предметы, стены, репрезентаторы одним словом. - но именно это и делает Кабаков.

(Reply to this) (Parent)


[info]kosilova
2008-11-30 08:32 am UTC (link)
В том-то и дело, что не так же. Функционабельную избу я вот увидела в музее, о чем и рассказала, а хрущоб и коммуналок-то я навидалась, особенно общаг. В том-то и дело, что однокомнатную квартиру в хрущевке очень трудно хорошо организовать. Шкафы, кровати - все это удобно, но только тогда, когда места много и людей мало. А когда наоборот, то гораздо лучше работает принцип избы: полки и многофункциональные сундуки (в нем инструмент, а сверху это стол и стул одновременно). А эти принципы как раз утрачивались в городе.

(Reply to this) (Parent)


[info]asafich
2008-11-29 11:34 pm UTC (link)
Да, меня тоже поражает эта теснота. Ведь изба может быть очень крупной, но зимнее помещение в ней всё равно небольшое (это видно, например, в музее деревянного зодчества в Витославицах под Великим Новгородом). Вряд ли дело только в экономии дров. Вероятно, жители избы просто не замечали тесноты: традиционные жилища у многих других народов тоже очень тесные.

Конечно, бросается в глаза и полное отсутствие приватности в избе. Интересно, что крестьянские дома в Германии (по крайней мере тех, что стоят в музее в Шварцвальде) были разделены на 2-3 комнаты. То есть, в отличие от избы, некоторая приватность в них создавалась. С другой стороны, анфиладное расположение комнат в дворцах и старых городских квартирах кажется страшно неудобным: ведь приватного пространства остаётся очень мало…

(Reply to this) (Thread)


[info]kosilova
2008-11-30 08:33 am UTC (link)
насколько я понимаю, оно тогда не требовалось, и причина очень проста: в этих домах проводили мало времени. Крестьяне сидели в избе только "долгими зимними вечерами", о чем известно из литературы, а остальное время они работали вне дома, вокруг пространства огромные, уединенности хватало.

(Reply to this) (Parent)


[info]cleofide
2008-11-30 06:09 am UTC (link)
Да. Никакой личной жизни - одна семейная и общественная. Вот, оказывается, откуда доминирующее до сих пор в наших головах представление о том, что жильё - это "метры", а не комнаты.

(Reply to this) (Thread)


[info]kosilova
2008-11-30 08:37 am UTC (link)
да там, я думаю, была даже не семейная и общественная жизнь, а, как бы это сказать? физическая. Наколоть дров - принести воды - выстирать белье в проруби - подоить корову - разгрести сугробы - вспахать поле - засеять поле... И там не до метров и не до комнат, в основном, было, а только чтоб было где выспаться и приготовить поесть.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]cleofide
2008-11-30 09:42 am UTC (link)
Но детишек, тем не менее, рожали довольно активно :)

(Reply to this) (Parent)


[info]rdonly
2008-11-30 07:56 am UTC (link)
тот мир безвозвратно ушел, и любые подражания будут неполными и уже скорее новыми принципами организации пространства

(Reply to this) (Thread)


[info]kosilova
2008-11-30 08:35 am UTC (link)
конечно. Я все это тут написала в общем виде исключительно из восторга от новой большой полки!

(Reply to this) (Parent)

кирпич
[info]b_graf
2008-12-02 04:37 pm UTC (link)
был очень дорогой, поэтому ограничивались одной печкой на дом: все пиломатериалы, в случае покупки их (например, в беслесной местности + тес везде определенно выгоднее было купить) стоили примерно как печь (т.е. по 100 рублей, если иметь в виду провинциальные цены рубежа XIX - XX в.в. - ЕМНИП что-то вроде этого выходило по материалам Тенишевского этнографического бюро). В советское время соотношение цен изменилось (из-за индустриализации) - как правило, везде настроили по несколько печей в доме (а в новых - определенно), иногда ставили металлические, обложенные кирпичем (кстати, и до революции в городских домах, принадлежавших более зажиточному населения - но тоже часто первому поколению выходцев из крестьян - изначально было по несколько печей, а размер домов был больше, т.е. 6 на 6 - это даже не сарай для города; сужу по родственникам). И еще: из-за дешевизны электроэнергии и электрооборудования в старых домах печи теперь часто ломают, особенно те, которые просто беленые, без облицовки (тоже сужу по родственникам), т.е. это уже третье изменение в связи с ценами на энергоносители и конструкционные материалы (а хорошая новая кирпичная печь значительно дороже, чем водяное отопление на электричестве). Да и стеновой материал самый дешевый и простой в работе сейчас - пеноблок или газобетон... Вообще же было и "нулевое изменение" традиции - т.е. само формирование белой избы с печкой, оно закончилось, собственно говоря, к середине XIX в. (до того господстововала курная изба).

(Reply to this)


(28 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…